Образование для устойчивого развития в университетах: профессиональная подготовка и развитие преподавателей как драйвер внедрения ЦУР в учебные программы

https://elibrary.ru/BWPVQM

Авторы

  • С.В. Беспалый Торайгыров университет
  • А.А. Капцов Инновационный Евразийский университет
  • Е.В. Беспалая ПФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации»
  • Ж.С. Бутенов КГУ «Средняя общеобразовательная школа -15»
  • Е.С. Прохоров Торайгыров университет

Ключевые слова:

образование для устойчивого развития, профессиональная подготовка преподавателей, Цели устойчивого развития, высшее образование

Аннотация

В статье рассмотрена проблема интеграции принципов устойчивого развития (УР) в высшее образование через профессиональную подготовку преподавателей. На основе анализа международного опыта проанализированы ключевые подходы к разработке учебных курсов по образованию для устойчивого развития (ОУР). Определены основные компоненты эффективной подготовки преподавателей: содержательный (Повестка 2030, ЦУР), теоретический и методический (активные и трансформационные педагогические подходы). Методологическую основу исследования составили: системный анализ научных публикаций и отчетов международных организаций (UNESCO, SDSN), сравнительное изучение успешных кейсов интеграции ОУР в университетах Европы и Центральной Азии, а также контент-анализ учебных программ казахстанских вузов. Показано, что предлагаемый курс подготовки преподавателей должен включать три очные сессии, посвященные: 1) анализу концепций устойчивого развития; 2) формированию профессиональных компетенций в области ОУР; 3) проектированию устойчивых образовательных сценариев. Выявлена необходимость сочетания теоретических занятий с практической работой по модернизации учебных программ. Установлено, что ключевыми условиями успешной реализации курса являются: учет национальных образовательных стандартов Казахстана; разработка системы мониторинга эффективности обучения; а также создание институциональных механизмов поддержки преподавателей. Особое внимание уделено ограничениям, включая необходимость перехода от декларативных изменений к реальной трансформации образовательной практики. Результаты исследования имеют практическую значимость для разработки национальной программы повышения квалификации преподавателей в области ОУР, способствующей реализации ЦУР в казахстанских университетах.

Загрузки

Опубликован

2025-06-27

Выпуск

Раздел

Образование и культура Большого Алтая