ДИАГРАММА СВЯЗЕЙ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ ТОНИЗИРУЮЩИХ НАПИТКОВ
DOI:
https://doi.org/10.25712/ASTU.2072-8921.2022.01.014Ключевые слова:
ранжирование образцов, показатели качества, сравнительная оценка, свойства, балловая шкала, диаграмма связей, конкурентоспособность, безалкогольные тонизирующие напиткиАннотация
Представлены результаты сравнительной оценки качества тонизирующих безалкогольных напитков, реализуемых отечественным ритейлом. Требования современного потребителя вынуждают производителей расширять ассортиментную линейку пищевых продуктов, в том числе и тонизирующих напитков, что формирует высокий уровень конкуренции на данном продовольственном сегменте рынка. Применение инструментов квалиметрического анализа позволяет установить связь потребительских критериев и нормируемых показателей, выявить определяющие критерии выбора продукта.
Объекты и методы исследования. Объектами исследования при сравнительной оценке являлись образцы безалкогольных тонизирующих напитков. В качестве метода исследования применяли метод квалиметрического анализа – диаграмму связей. Оценку качества тонизирующих напитков проводили по ГОСТ Р 52844-2007. Органолептические показатели и полноту налива оценивали по ГОСТ 6687.5; анализ маркировки выполняли на соответствие требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»; анализ упаковки – по ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».
Результаты и их обсуждение. Выявлены связи между потребительскими характеристиками и факторами, влияющими на их формирование с помощью инструмента квалиметрического анализа – диаграммы связей. Предложенная диаграмма, отражает качество продукции, как совокупность потребительских критериев важных для удовлетворения спроса покупателя и отдельных свойств напитка, регламентированных нормативными документами (неизвестными потребителям, но влияющих на потребительские характеристики). Диаграмма связей легла в основу разработанной балловой шкалы для оценки качества безалкогольных тонизирующих напитков и анализа потребительских критериев.
Выводы и рекомендации. Предложена балловая шкала оценки тонизирующих напитков, отражающая показатели диаграммы связей. Выявлены недостатки в маркировке образцов тонизирующих напитков, отсутствии информации важной для потребителя. Сравнительная оценка качества позволила ранжировать исследуемые образцы в порядке снижения качественных показателей Практическая значимость работы заключается в получении новых данных важных для производителя при выпуске конкурентоспособной продукции, отвечающей потребительским критериям качества.
Библиографические ссылки
ГОСТ Р 52844-2007. Напитки безалко-гольные тонизирующие. Общие технические условия: введ. 2009-01-01. Москва, 2018. 12 с.
Trends in the Use of Low and No-Calorie Sweeteners in Non-Alcoholic Beverages in Slovenia / E. Hafner [et al] // Foods. 2021. Т. 10. № 2. С. 387. DOI: 10.3390/foods10020387.
Mineral Composition Evaluation in Energy Drinks Using IP OES and Chemometric Tools / A.S. Martins [et al] // Biological trace element research. 2020. Т. 194. № 1. С. 284–294. DOI: 10.1007/s12011-019-01770-y.
The concentration and health risk assess-ment of trace elements in commercial soft drinks from Iran marketed / N. Shariatifar [et al] // Interna-tional Journal of Environmental Analytical Chemistry. 2020. С. 1–15. DOI: 10.1080/03067319.2020.1784412.
Energy drinks: health effects and consumer safety / J. Kaur [et al] // Nutrition & Food Science. 2019. № 6. С. 1075–1087. DOI: 10.1108/NFS-11-2018-0331.
Energy drinks: A contemporary issues paper / J.P. Higgins [et al] // Current sports medicine reports. – 2018. Т. 17. № 2. С. 65–72. DOI: 10.1249/JSR.00000000000000454.
Food risk analysis / M. Niewczas [et al] // Pro-ceedings on Engineering Sciences. № 1. С. 261–272. DOI: 10.24874/PES01.02.0232.
Тихонова О.Ю., Котова Т.В., Котова Е.К. Оценка конкурентоспособности маркировки тонизирующих напитков // Индустрия питания. 2019. Т. 4. № 4. С. 64–76. DOI: 10.29141/2500-1922-2019-4-4-8.
МР 2.3.1.1915-04. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ: Методические рекомендации. Введ. 02.07.2004. Москва, 2004. 46 с.
MP 2.3.1.0253-21. «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г.) [Элек-тронный ресурс ]. Режим доступа : https://base.garant.ru/402816140.
Сандракова И.В., Резниченко И.Ю. Исследование потребителей здорового питания // Практический маркетинг. 2019. № 12 (274). С. 22–27.
Тихонова О.Ю., Резниченко И.Ю. Оценка качества и конкурентоспособности маркировки пищевой продукции. Термины и определения // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2016. № 5 (40). С. 81–85.
Тихонова О.Ю., Резниченко И.Ю., Суслова С.С. Контрастность маркировки пищевых продуктов // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. 2018. № 4 (51). С. 62–66.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Ирина Юрьевна Резниченко, Наталья Викторовна Сокол Астахова, Анастасия Михайловна Маликова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.